Дайджест #1. Техноблогинг и доставка дронами

Нулевой дайджест получил положительную обратную связь и я решил продолжить вести заметки об интересном контенте из подкастов и статей. Прочитать предыдущий дайджест можно здесь. От себя я очень рекомендую слушать выпуски самостоятельно, а не читать мои дайджесты, ведь я могу упустить детали или понять неправильно. Но иногда лучше прочитать не все текстом, чем никогда не послушать сам выпуск:)

Итак, вашему вниманию предлагается первый дайджест. Сегодня в выпуске – 163 выпуск подлодки про техноблогинг и выпуск АйтиБороды про доставку дронами.

Podlodka #163. Техноблогинг

Техноблогинг в моем понимании – ведение любого блога на технические или околотехнические темы. В гостях у подлодки был опытный техноблогер, известный своими лонгридами про блокчейн, вычислительную фотографию и другие.

Лонгрид – long (длинный), read (чтение). Длинные посты, которые не прочитать за один присест:)

Пара слов о госте

Для начала стоит упомянуть, что я благодарен выпуску за знакомство с блогом vas3k.ru. Автор пишет интересные длинные посты на разные темы. Прочитав его посты про вычислительную фотографию и zerocode, я “практически стал экспертом в этих областях”. Посты длинные и максимально информативные и контент доносится одновременно легко, чтобы не уснуть и емко, чтобы было полезно – если вам интересна технологическая составляющая нашей жизни, то вперед читать вастрика:)

Взято с vas3k.ru/blog/computational_photography

Хоть выпуск подкаста называется “Техноблоггинг” не стоит думать, что тут все упирается в технические блоги. Рекомендации, данные в этом выпуске будут полезными и для любых других блогов.

Как готовятся посты

Чтобы собрать информацию для поста Василий начинает с гугла и ищет максимум информации по теме. В какой то момент информации в интернете не хватает и приходится погружаться в научные статьи (Google Scholar и тд). В итоге как раз формируется контент для того, чтобы писать такие длинные посты.

Цитируя автора “Пережевываешь и выблевываешь контент на пользователей” – примерно так рождается действительно хороший контент в его блоге.

Пережевываешь и выблевываешь контент на пользователей

Вастрик на интервью подлодке

Как зарабатывать на техноблогинге

Тема заработка вообще всегда интересна. И тут я узнал новое для себя. У Вастрика есть рекламные вставки в постах разного рода (но ни капли не бесячие) – просто и со вкусом. Зарабатывает он также на закрытом клубе с платной подпиской – я никогда не думал, что такое может работать, но гость утверждает, что так и рождается отличное сообщество, где нет цели захейтить друг друга. По словам Вастрика ближайшее будущее за закрытыми клубами.

Пример рекламы своего же сообщества

Если есть желание зарабатывать на блоге, то стоит сразу идти в видеоформат. Текст является самым дешевым форматом и тяжелее конвертируется в деньги, чем видео контент.

Также упоминается о том, что можно “продать себя”. Не в плохом смысле (писать говно за деньги), а найти спонсора, который будет поддерживать ваше направление и контент. Тоже интересный способ – мне он до сих пор кажется чем то за гранью фантастики.

Как писать свои блоги

У меня сразу же возник вопрос – почему он не постит на Хабре? По поводу Хабра гость не раз упомянул, что Хабр уже не тот и сообщество в нем очень токсичное – не проверял, т.к. почти никогда не читаю комментарии к постам. Различные сообщества быстро становятся душными. Только около 5% от сообщества составляют действительно ценный актив в сообществе, а остальное – токсичные и душные люди.

Сообщества быстро становятся душными – только 5% от сообщества, обычно, не душные

Вастрик про сообщества

Пишет он свои посты в своем блоге, т.к. не нашел подходящей площадки для постов:

  • Про хабр уже выше написал
  • Медиум вроде хорошо, но постепенно катится под откос со своими уведомлениями, баннерами и тд
  • Как я понял “на слух” упоминалась система Ghost, но могу ошибаться. Сообщите мне если я не прав. Гость называет ее Medium 2.0 с возможностью делать закрытые клубы и тд

Свой блог он держит на движке Эгея. Я посмотрел – интересно. Бесплатно для личного блога и платно для компании.

Для меня было очень удивительно, что гость положительно отозвался о сторис в инстаграме и рассказал про интересный пример @eva.stories – инстаграм девушки во времена холокоста. Меня эта история впечатлила очень и для меня инстаграм тоже вырос в глазах и оказывается, что там можно постить не только еду и бизнес тренеров.

Как продвигать свой блог

Для того, чтобы заявить о себе миру и продвигать свой блог можно воспользоваться коллабами.

Коллаб (от англ. collaboration) — термин из онлайн-галерей художников, обозначающий совместную художественную работу.

Первая страница в яндексе

Говоря проще – договаривайтесь с другими блогерами, площадками о кросспостах. Так о вас узнает аудитория других и о других узнает ваша аудитория:)

Как начать писать и двигаться вперед

Первое, что запомнилось в моей голове – сильно расти и развиваться без команды не получится. Вроде вполне очевидно, но иногда нам кажется, что “мы можем все” и в итоге перегораем и бросаем затею.

По поводу того как начать все звучит так, как будто со мной говорит бизнес тренер – берите и пишите:) Только писать стоит начинать на ту тему, которая либо тебе хорошо известна либо интересна настолько, что ты готов тратить на ее изучение свои ресурсы.

То есть если тебе нравятся фитнес-браслеты – пиши про них, про то как пришел к ним, чего узнал и так с любой темой. У любой темы есть своя аудитория и свои хейтеры.

Гость не рекомендует ходить на курсы копирайтеров. Курсы могут привести к тому, что существующий стиль будет уничтожен, а если стиля нет, то полезного от курсов будет еще меньше. Стоит просто начинать писать самому и собирать обратную связь.

Production у текста дешевый = можно дешево пробовать

Инструменты

Ведущие подкаста упомянули интересный сервис – grammarly. Если говорить на языке разработчиков – это “линтер” для текстов на английском языке. Запятые, кривые речевые обороты и тд – все это отслеживается сервисом и даются рекомендации по улучшения вашего текста. Для русского языка достойной альтернативы пока нет.

Если нужно сделать перевод текста, то лучше искать единомышленников, которые готовы разбираться в теме и сохранять стиль перевода. Использовать аутсорс для этого неэффективно – потом все равно придется очень много чего доделывать и исправлять, а иногда вообще начинать с самого начала.

АйтиБорода. Интервью с инженером из Dronex

Когда я только начал заниматься своими интервью я рассказал об этом проекте некоторым людям. Один из разработчиков сказал мне – “О, да ты будешь как АйтиБорода”. Собственно вот так я и познакомился с этим каналом.

Немного про кордовые модели самолетов

Мне всегда была интересна тема дронов – самолетов, квадрокоптеров и тд. Буквально с самого детства – правда не настолько интересно, как гостю интервью:) Любовь к авиации у гостя с детства. Было очень интересно послушать про кордовые модели самолетов.

Суть кордовых моделей в том, что самолет летает на двух тросах в руках пилота. Сам же пилот управляет через два тросика всем функционалом самолета – по этой дисциплине проводились соревнования и опыт, полученный в конструировании подобных моделей и их управлением является крайне полезным для будущего любого человека, связанного с авиацией.

Примерно так выглядит кордовая модель

Технические компоновки коптеров

Количество винтов

Я ранее не вдавался в подробности того какие коптеры бывают. “Ну у них 4 винта” – это все мои познания о коптерах… до этого выпуска:) В выпуске гость рассказал о нескольких. Мне было интересно послушать про трикоптер – коптер с тремя винтами.

Повортный винт трикоптера

Я нутром чуял, что трехвинтовые коптеры чем то нехороши:) Оказалось все просто – у них появляется еще один механизм, который отвечает за наклон одного из винтов. Данная система увеличивает количество подвижных элементов => уменьшает надежность системы. Вообще квадрокоптер является чуть ли не рекордсменом по количеству подвижных деталей – не смог найти в интернет подтверждения, но верю что это так.

У квадрокоптера управления происходит достаточно просто – есть 4 винта. 2 вращаются по часовой, 2 против. Если нужно повернуть коптер против часовой стрелки, то мы чуть замедляем те винты, которые крутятся против часовой стрелки и, тогда по инерции от других винтов коптер начнет вращаться.
Если же нам надо наклонить коптер, то 2 винта раскручиваем сильнее и 2 слабее – дрон наклонился и полетел в нужную сторону.

Схема полета и подъемная сила

Дроны могут летать по разному. Оказывается есть не просто коптеры (по типу вертолета), а есть самолеты с обычным взлетом или вертикальным взлетом. По аналогии с большими самолетами. Вертикальный взлет дорого и тяжело технически, а для взлета разбегом нужно то самое место для разбега:)

“взрослый” самолет с вертикальным взлетом

Дрон-самолет с вертикальным взлетом может пролететь 40 км, что в два раза больше чем у обычного квадрокоптера. Причина достаточно проста – подьемную силу создает не винт самолета, а набегающий поток воздуха, что гораздо более энергоэффективнее. Также гость упоминает о дронах с крылом-парашютом, но я так и не смог понять как это выглядит технически.

Если разделять на способы получения реактивной тяги, то выделяется 3 (помню еще из курса механики в МФТИ):

  • Реактивная – напрямую реактивным двигателем “дуем” вниз и отталкиваемся наверх. Очень дорого и неэффективно – мы тратим уйму сил на то, чтобы просто висеть.
  • Крыло – набегающий поток на крыло бежит сверху быстрее чем снизу (из-за разницы длины), что приводит к перепаду давления снизу вверх и крыло начинает тянуть самолет на верх. Уже эффективнее – мы также тратим уйму сил на подъем, но при этом мы еще летим вперед на высокой скорости
  • Дирижабль – на подобии шарика с гелием. Сама природа поднимает наш девайс за нас. С точки зрения стоимость подъема самое выгодное, но для реализации нужно что то очень объемное, неуклюжее и неповоротливое.

Мотор

Отдельного абзаца заслуживают моторы. В один момент в мире электромоторов произошел резкий скачек с появлением бесколлекторных моторов. Их идея в том, что механические счетки обмоток заменили на полупроводники и исчезла необходимость в большом количестве механических элементов. Как раз такие моторы стоят на всех коптерах – они тише, надежней, быстрей и эффективней.

Сделаю вид как будто понял как он работает:)

Автопилот

Разумеется дроны не будут коммерчески выгодными, если за каждым дроном будет должен стоять человек. Поэтому все сводится к автоматическому пилотированию. Технически автопилот выглядит как плата с разьемами. На рынке есть проприетарные решения и опенсорсные. Опенсорс решения представляют собой arduino плату с прошивкой –ardupilot, но он достаточно слабоват для сложных задач. В Dronex, как я понял, занимаются разработкой своей прошивки.

Дроном можно управлять удаленно – как через традиционный wifi, так и через мобильные сети. В основном происходит верхнеуровневое управление – задача координат доставки и прочие команды. Мобильная сеть, особенно в пустыне, вещь слабонадежная и поэтому стоит “приучать” дроны к полностью автономным полетам на случай потери связи.

Сейчас дронов не так много, но они уже могут создавать проблемы для других летатльных аппаратов (ЛА). Для решения этой проблемы в мир маленьких коптеров перекочевала система из взрослой авиации – транспондер.

Транспондер или радиоответчик — приёмопередающее устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал

Выдержка из википедии

Как я понял гостя, поставить передатчик – удовольствие дорогое и тяжелое юридически. А поставить приемник – дешево и просто и вот мы уже в курсе о том кто и как быстро летит рядом с нами и можем от них уворачиваться:)

Какие нужны люди в проектах с дронами

Конкретно в Dronex, по словам Владимира, нужны разработчики C, C++, python и специализированные ardupilot разработчики. Также есть отдельные люди, разбирающиеся в механике – и обычно в одном человеке редко пересекается хороший механик и хороший разработчик.

Проблемы и сложности дронов

Какие то проблемы у дронов для меня были очевидные, некоторые сюрпризом, а про некоторые было интересно послушать. Итак по порядку – возможные проблемы с доставкой дронами:

  • Если дрон столкнется с птицей, то, скорее всего, птица больше с ним встречаться не захочет, а дрон будет летать дальше
  • Дрон может упасть по куче причин и отрубить человеку руку – в связи с этим дронов тяжело узаконить
  • GPS работает не всегда хорошо. Может лагануть и дрон потеряется
  • GPS могут заглушить школьники, хакеры и другие умники
  • Передача заказа в руки получателю – тот еще ад. Есть несколько решений и некоторые сейчас как раз патентует гость

Проблему позиционирования хотя бы можно решить с помощью позиционирования по камерам, а что делать с многими другими проблемами неизвестно. Например проблема передачи заказа.

Передача заказа

В качестве способа гость рассказывает про трос-лебедку, которая прикреплена к дрону. По началу кажется, что это элементарно и легко – поставили мотор который крутит веревку и все хорошо. А на деле узких мест крайне много:

  • может подойти школьник и подергать за веревку
  • надо как то рассчитывать увеличение радиуса намотанного троса, что происходит неравномерно
  • мотор сейчас и мотор спутся 10 секунд работы – разные моторы из-за износа и это тоже тяжело расчитывать
  • ветер, дождь, ураган могут внести свои коррективы

И это лишь базовые проблемы, которые возникают в совершенно пустой местности – а что делать в городе?

А в городе предлагается использовать “подносы” на подоконнике – по ним дрон будет хорошо ориентироваться куда садиться и для получения посылки не будет нужно выходить из дома. Мне почему-то вспомнилась сцена из фильма “Основатель”, где главный герой обедал за таким подносом в машине

Рей Крок пользуется подносом на окне

Примерно так мы будем забирать наши посылки, которые дрон доставит нам без нашего участия в приемке. Идея в целом крутая – посмотрим за тем как она будет развиваться.

Пара слов про регистрацию подобных стартапов

Стартап с дронами – не простой стартап с точки зрения юридических аспектов, поэтому Владимир развивает свой стартап в тех странах, где с этим проще всего. Он также очень позитивно отзывался об Эстонии – в ней много стартапов и каждый уважающий себя человек, судя по всему, должен стать стартапером. Для меня это было реально неожиданным фактом:)

Но если отвлечься от вопросов регистрации и получения права на полеты дрону, то можно столкнуться с другой проблемой – мы можем сделать крутого дрона, а потом выяснить, что эту технологию кто-то уже запатентовал. Грустно и печально. Получать патенты дорого – один только взнос может стоит $1000. Иногда чтобы закрепить технологию за собой достаточно провести публичную демонстрацию технологии, а в некоторых странах нужна обязательная регистрация или тебе выделяется какой-то срок на то, чтобы уже зарегистрировать патент на себя.

В общем – с юридическими делами нам простым айтишникам также сложно, как юристам понять как писать WEB сервисы.

Каждому свое:)

Вместо заключения

Если вам понравился дайджест, то подписывайтесь на мой канал в Telegram (@amorev94), а если вдруг есть какой-то интересный выпуск, которым стоит поделиться в дайджесте или нашли ошибку или неточность, то, пожалуйста, пишите моему боту (@amorevbot).